Язык программирования C++ для профессионалов



         

Друзья - часть 2


class matrix { vector v[4]; // ... friend vector multiply(const matrix&, const vector&); };

Функция-друг не имеет никаких особенностей, за исключением права доступа к закрытой части класса. В частности, в такой функции нельзя использовать указатель this, если только она действительно не является членом класса. Описание friend является настоящим описанием. Оно вводит имя функции в область видимости класса, в котором она была описана, и при этом происходят обычные проверки на наличие других описаний такого же имени в этой области видимости. Описание friend может находится как в общей, так и в частной частях класса, это не имеет значения.

Теперь можно написать функцию multiply, используя элементы вектора и матрицы непосредственно:

vector multiply(const matrix& m, const vector& v) { vector r; for (int i = 0; i<3; i++) { // r[i] = m[i] * v; r.v[i] = 0; for ( int j = 0; j<3; j++) r.v[i] +=m.v[i][j] * v.v[j]; } return r; }

Отметим, что подобно функции-члену дружественная функция явно описывается в описании класса, с которым дружит. Поэтому она является неотъемлемой частью интерфейса класса наравне с функцией-членом.

Функция-член одного класса может быть другом другого класса:

class x { // ... void f(); };

class y { // ... friend void x::f(); };

Вполне возможно, что все функции одного класса являются друзьями другого класса. Для этого есть краткая форма записи:

class x { friend class y; // ... };

В результате такого описания все функции-члены y становятся друзьями класса x.




Содержание  Назад  Вперед